История Уральска

Исследование средневекового городища Жайык

Историческая наука давно отошла от понимания «кочевой культуры», как культуры, которой в корне не свойственны «оседлые» признаки. Ведение кочевого скотоводческого хозяйства не отрицает, а предполагает наличие городов, как центров ремесла и торговли, относительно стационарных поселений как мест зимовок и баз – убежишь в стратегически важных местах.

В эпоху античности округа р. Яик, оказались в зоне расселения древних кочевых племен – исседонов и сармат. В эпоху раннего средневековья район г. Уральска оказался в зоне интересов востока – Хорезма, с севера Волжской Булгарии, а на западе располагались владения Хазарии. Через Приуралье в это время пролегал самый краткий путь с востока на запад и т.д. Известный Западно-Казахстанский археолог Кушаев Г.А. отмечал, что Приуралье не было периферией, здесь пролегал Шелковый Путь с востока на запад. Здесь были средневековые города, история которых, к сожалению, еще мало исследована.

Ученые давно предполагали, что междуречье Волги и Урала было средоточием средневекового развития культуры и ремесел, причем не в меньшей степени, чем в Семиречье. Но эта гипотеза долгое время не находила подтверждения. Было принято считать, что тюркские народы вели здесь исключительно кочевой образ жизни. Но логика подсказывала иное. Природно-климатические условия, издревле пролегавшие в этих местах торговые маршруты, в том числе и Великий шелковый путь — все это создавало условия и даже необходимость обустройства крупных стоянок, где производился торговый обмен.

Самым крупным памятником эпохи средних веков, обнаруженное на территории Западно – Казахстанской области является городище Жайык, расположенное в 12 км от областного центра. Исследователи считают его предтечей современного Уральска.

Городище Жайык расположено севернее пос. Круглоозерное, внимание к этому месту было привлечено тем, что при прокладке полотна трубопровода «Аксай-Большой Чаган-Атырау», который разрезал городище примерно посередине, землеройной техникой были обнаружены развалины кирпичеобжигательной печи и другие признаки средневекового культурного слоя. Таким образом, уникальный памятник древней истории и культуры казахов попал непосредственно в зону техногенного воздействия и неизбежно должен был подвергнуться разрушению. Поэтому проект вызвал серьезные возражения ученых. Учеными области, как один из результатов деятельности по защите и бережному отношению к культурному наследию, стало проведение научных исследований в этом направлении в регионе. Был создан Западно-Казахстанский областной центр истории и археологии, начавший свою работу в 2002 году.

Топография этого городища довольно интересна: оно находилось на надпойменной террасе Урала, и естественной защитой его с двух сторон были крутые обрывы, а с напольной был глубокий овраг. Судя по сохранившимся буграм оно было застроено наземными домами.

Первые вскрытые усадьбы состояли из трех-четырех помещений. Жилая часть усадьбы представляет собой отдельно стоящее строение, состоящее из двух симметричных по планировке жилых комплексов. Войдя в жилище, попадали в “прихожую” имевшую хозяйственные назначения.

В центре городища, занимающего, по предположению ученых, около 9 гектаров, была обнаружена усадьба, состоящая из 12 помещений. Такие размеры, а это почти 400 квадратных метров, не характерны для жилья того времени. Очевидно, в этой усадьбе жила семья правителя, главы рода. Бескаркасная система относится к так называемому монгольскому типу строительства, свойственному тому времени, к которому и относят ученые возникновение города — XIV век. Подтверждают это и найденные здесь монеты, также относящиеся к золотоордынскому периоду.

По планировке, строению и назначению комнат можно конструировать вполне научно обоснованные предположения о том, как жили и готовили пищу обитатели усадьбы. Обнаружены хозяйственные ямы с крышками, представляющие собой некое подобие погребов. В одной из них находились остатки истлевшего зерна.

Рядом с жилыми усадьбами была обнаружена печь для обжига кирпича. Вскоре удалось установить, для чего этот кирпич использовался. Жилые строения возводились из сырца, напоминающего по составу сегодняшний саманный кирпич. Но он был гораздо более прочным. Несмотря на то, что миновало шесть-семь веков, саман и до сих пор не утратил этого запаса прочности. Кирпичеобжигательные печи обычно сооружались на склоне холмов и как правило,они располагались вблизи воды.

Восточная баня -“хаммам” располагалась почти в центре городища. Основной строительный материал: керамические трубы - кубуры, квадратные обоженные кирпичи. Сохранились фрагменты стен и жаропроводящих каналов. Здание бани было полуподземным сооружением. Холодная вода в помещение подавалась по трубам. Обогревалась баня подпольной отопительной системой. Жаропроводящие каналы были устроены под полами и суфами. К городской бане восточного типа вел водопровод, то есть уже тогда населению города были не чужды зачатки цивилизации.

На возвышенности стояла мусульманская мечеть размером 12 на 18 метров. Толщина ее стен достигала полутора метров. Высота сооружения была не менее 20 метров. Судя по всему, строение венчали не менее трех куполов. Вне сомнения, что семейная усыпальница принадлежала богатому и знатному жителю городища. Это подтверждает теорию о более раннем распространении ислама в этих местах.

На строительстве мавзолея работали настоящие зодчие. Об этом свидетельствуют найденные остатки изразцов и керамики, изготовленные с тонким художественным вкусом, большим умением и богатой фантазией. Стиль и манера отделки плит полностью совпадали с теми, которые были характерны для юга Казахстана.

Золотоордынские ханы приняли ислам, как государственную религию в первые десятилетия XIV века. К этому же времени относится и город, и некрополь, и мечеть, то есть это был мусульманский город. Но он был своеобразен, имел свои отличия от среднеазиатского, восточно-классического. По исламским канонам нельзя было хоронить в гробу, с вещами, одеждой, как это делалось здесь. То есть ислам имел местную специфику.

Свидетельства существования города приблизительно на месте обнаруженного городища Жайык сохранились в картографических материалах ХІV- ХV вв. Как известно, наиболее подробной картой Золотой Орды является карта 1367 г. составленная итальянскими купцами братьями Франциско и Доменико Пицигани. На ней, в частности, «восточнее Лайети (город на побережье Каспия, между р. Волгой и р. Уралом) только надписью, без изображения направления русла, отмечена река Яик. На ней, на некотором отдалении от морского берега, изображен безымянный город. Выше его (к северу) нанесено изображение второго безымянного города. Судя по довольно большому размеру рисунка башен и развивающемуся над ним флагу, это крупный экономический и административный центр» (Егоров В.Л.1985, с.134). первый безымянный город на реке Яик довольно надежно может быть идентифицирован как городище Сарайчик, в 50 км. выше г. Атырау. Второй же безымянный город к северу от Сарайчика на правом берегу Яика вполне может быть сопоставлен с городищем Жайык.

Можно предположить, что его название отражено на известной карте капитана Антония Дженкинсона, составленной в 1562 году, т.е. почти через двести лет после карты братьев Пицигани. На карте выше Сарайчика, но более мелким значком отмечен на правом берегу реки Яик город под названием Шакафни. Таким образом, городище Жайык является остатками достаточно значительного развитого города золотоордынской эпохи.

Самое странное то, что город, по мнению ученых, просуществовал совсем недолго — где-то не более 70—80 лет. Затем без всяких на то видимых причин, без следов пожара или каких-либо разрушений, по терминологии археологов «в спокойной обстановке» был покинут жителями. Что же случилось тогда, шесть веков назад, что было побудительным мотивом для того, чтобы оставить столь старательно возведенные сооружения, — эту тайну исследователям прошлого еще предстоит разгадать. Судьба мечети была не менее трагична. Предполагается, что она была разрушена для того, чтобы использовать кирпич на строительстве Яицкого городка, то есть Уральска. Подобные явления наблюдались в период Средневековья и в Поволжье, и в других регионах.

Керамика, обломки майоликовых и мозаичных облицовочных плиток позволяют отнести это городище к ХІІІ – ХІV вв.

 

Литература:

1) «Қазақстанның ежелгі қалалары» К.М.Байпақов. «Аруна Ltd», 2007.

2) «XIV ғасырдағы Жайық қалашығы» Ш.Өтемісұлы. «Мәдени мұра» журналы №2 (17) 2008

3) «Керамика городища Жайк» О.В.Кузнецова. «Вопросы истории и археологии Западного Казахстана» журналы. Орал 2002.

4) «Сарайшық» И.Тасмағамбетов, З.Самашев.

5) «Некрополь Уральского городища» К.М.Байпақов, Е.А.Смагулов, Г.Ахметов.

6) «Степная пирамида» Сдыков М.Н. Орал-2008.

7) «Батыс Қазақстанның археологиялық қазыналары», Алматы 2001, Издательский дом «Credo».

8) Жайық қалашығы картада алғаш рет 1367 жылы белгіленген. Орал өңірі, №32 (19486), 12-13 бб.

www.olke.kz